Бралгин Юрий Егорович

Юрий Егорович Бралгин родился 26 июня 1939 г. в с. Мормыши Романовского района Алтайского края. После службы в армии, поступил в Иркутское художественное училище, затем в Дальневосточный институт искусств в г. Владивостоке, после окончания которого возвратился на Алтай. С 1966 г. он живет и работает в Бийске.

Экзотика Горного Алтая захватила молодого автора. Он постоянно выезжает на чабанские стоянки, много рисует, наблюдает. Проявляет себя как автор, работающий в разных жанрах. Его интересует событийность – повседневный труд, национальные обряды и обычаи. Так возникают жанровые работы, многоречивые и повествовательные, не лишенные легкого юмора и доброго авторского отношения. Художник работает как в живописных, так и в графических техниках. От работы к работе разворачивается картина жизни современного художнику Горного Алтая: «Обед чабанов» (1978), «Выездной медпункт» (1987), «Заготовка сена» (1987) и др. Постепенно жанровые работы превращаются в работы-размышления, в них усиливается элемент лиризма и появляется философский подтекст. Теперь художник смотрит на своих героев не «со стороны», он проникается их чувствами, их заботами и постигает их характер и масштаб мироотношения. В концепцию образа человека вплетается неотъемлемым звеном и организующим началом природа. Так возникают работы «Песня» (1987), «Лирическое настроение» (1987), «Спящий пастушок» (1999) и др.

В самом начале творческого пути наблюдается стремление художника уйти от копирования натуры и найти свой собственный индивидуальный стиль выражения. Художник смело компонует пространство, виртуозно владея линией. Ярким примером этому может служить одна из ранних работ – «Мое детство» (1975). Стремление к стилизациям, неустанный поиск формы – это творческий почерк Ю. Е. Бралгина. Характер его быстрых зарисовок отражается в его узнаваемом стиле. Работы мастера поражают живостью языка, завораживают красотой линий, цельностью композиции и стилевым единством.

На современном этапе творчества его композиции приобрели качественно иной характер. Художник тщательно отбирает детали для своих многофигурных или лаконичных работ. В его произведениях усилились лирическое, эпическое и философское начала, кажется, каким-то образом, соединившись. Все прежние темы: «Будущий чабан», «Алтайская семья», «Алтайская стоянка», «В юрте», «Молодые», «Алтайская красавица» звучат по-новому, именно благодаря выверенной стилистике работ и виртуозному чутью в использовании разных техник для воплощения образов. Так в «хоровых» композициях усиливается эпическое начало, больше проявляется многоголосие, автор усиливает прием условности, намеренно нарушая масштаб.

Таким образом, уходя от реальных масштабов и форм, художник делает более фактурным свое повествование, плоскостные, предельно заполненные деталями композиции насыщает глубинным содержанием переплетающихся смыслов, где взаимодействуют прошлое и настоящее, эпос и реальность, характерно-национальное и индивидуальное.

Другой найденный тип композиции – композиция-знак. Это проявляется в изображениях двух человеческих фигур – «знак-двое» («Двое», «Молодые», «Молодожены»). Динамика чувства, эмоциональная выразительность передана через доминантную линию, рисунок. Во всем этом не суетность, а суть, человеческая мудрость.

Неустанный поиск выразительных средств привел автора к другому виду искусства – декоративно-прикладному. Ю. Е. Бралгин занимается росписью по камню, на овечьих шкурах, бересте и др. Данный поиск обогатил художника видением новых возможностей живописных и графических техник. Так, в живописных пейзажах, выполненных с применением приема монотипии, появилось ощущение фактуры древесной коры, нового живописного объема, живописной иллюзорности. Обогатилась живописная палитра. Многозначность и глубина пейзажного образа возникла в результате применения эффекта случайности при нанесении цветовых пятен. В одной композиции соседствуют условные и абстрактные детали. Композиции красивы в цвете и в техническом исполнении («Царица Алтая», «Зимний сюжет», «Зима», «На перевале»).

Пожалуй, главная тема творчества Ю. Е. Бралгина – тема «Человек и мир». Как человек отражается в окружающем, и как мир, как в зеркале отражается в человеке. Такое понимание мира и человека отражено в композициях разных лет, где человек наедине с природой – «Рыбак», «Чабан», «Спящий пастушок», «Ваня Чоконов», «Лирическое настроение».

Живописец и график Ю. Е. Бралгин внес значительный вклад в развитие алтайского искусства, продемонстрировав профессиональный и творческий уровень своих работ на многочисленных выставках самого высокого ранга. Художник принимает участие в зональных, региональных, всероссийских выставках с 1973 г. С 1968 г. его работы экспонируются на краевых выставках. Персональные выставки Ю. Е. Бралгина проходили в Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске, Рубцовске, Томске, Новосибирске, Новокузнецке.

В 1975 г. Ю. Е. Бралгин был принят в Союз художников России.

В 1995 г. Ю. Е. Бралгин стал лауреатом премии Демидовского фонда Алтайского края, в 2004 г. – лауреатом премии Алтайского края в области изобразительного искусства.

Произведения этого мастера хранятся в Музее искусства народов Востока (Москва); в Новосибирской картинной галерее; в Республиканском краеведческом музее им. А. В. Анохина (Горно-Алтайск); Государственном художественном музее Алтайского края, в галерее «Кармин» С. Г. Хачатуряна (Барнаул).

Источник 


Комментариев нет:

Отправить комментарий