Родился в Екатеринбурге, в семье солдата. Окончив словесную школу, И. Ползунов перешел в арифметическую, но еще до окончания ее, как один из лучших учащихся, был определен в «механические ученики» к механику Никите Бахореву (1742). Под его руководством получил хорошую практику в постройке, обслуживании и ремонте заводских и рудничных механизмов и машин.
19 декабря 1747 г. механики ученик И.И. Ползунов, в числе многих других с Екатеринбургского завода, подписал «клятвенное обещание» служить преданно и добросовестно на Колывано-Воскресенских заводах, принадлежавших лично императрице Елизавете Петровне.
С начала 1748 г. И.И. Ползунов – гиттеншрейбер (плавильный писарь, ведавший учетом руды, флюсов, древесного угля, следивший за процессом плавки) на Барнаульском сереброплавильном заводе. Одновременно привлекался для выполнения различных поручений: выбора места и строительства Красноярской пристани на Чарыше, чертежных работ, выявления причины брака на Барнаульском стекольном заводе и т.д. В 1750 г. И.И. Ползунов произведен из гиттеншрейберов в унтер-шихтмейстеры (низший горнозаводской чин) и определен к обучению горным наукам и плавильному делу; практиковался на Колыванском заводе и Змеиногорском руднике. В 1759 г. он произведен в шихтмейстеры (первый офицерский чин).
Занимаясь самообразованием, И.И. Ползунов стал одним из самых технически грамотных офицеров Колывано-Воскресенских заводов.
Весной 1763 г. он представил начальнику заводов А.И. Порошину проект «огненной машины». Идею пароатмосферного двигателя И.И. Ползунов взял из книги И. Шлаттера «Обстоятельное наставление рудному делу…» (СПб., 1760). Но его двигатель коренным образом отличался от английских одноцилиндровых – Севери и Ньюкомена. Двигатель Ползунова – двухцилиндровый, непрерывного действия, мог подавать дутье в печи, откачивать воду. Проект был представлен в Кабинет, о нем доложили императрице Екатерине II, она распорядилась произвести Ползунова в «механикусы с чином и званием инженерного капитан-поручика», наградить 400 руб. и, по возможности, направить на учебу в Академию наук.
Весной 1764 г. по решению Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства И.И. Ползунов приступил к строительству машины, в 15 раз более мощной, чем по проекту 1763 г. Местом для строительства определили стекольный завод; котел, цилиндры и другие крупные детали делали в одном из цехов Барнаульского завода. Строительство большой машины (высотой около 11 м) сразу с листа, не опробованной даже на модели, без специалистов, ряда нужных станков потребовало огромного напряжения сил. 12 марта 1766 г. машина была построена, в апреле началась наладка 3-х плавильных печей около нее.
За неделю до начала испытаний, 16 мая 1766 г. И.И. Ползунов скончался от чахотки. Похоронен на кладбище при Петропавловской церкви Барнаульского завода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий