Бажов Павел Петрович на Алтае

Павел Петрович Бажов, знаменитый автор «Малахитовой шкатулки» и других сказов, в годы Гражданской войны жил на Алтае. Он бывал в Барнауле, многих селениях Змеиногорского уезда и в своих произведениях не раз упоминал нашу малую родину. Однако, в своих автобиографиях (их было несколько вариантов в 1920-40 гг.) и произведениях Бажов старательно обходит свою подпольно-партизанскую деятельность на Алтае.

Будущий писатель родился 27 (в некоторых источниках – 28) января 1879 г. на Урале, в поселке Сысертского завода близ Екатеринбурга в семье горнозаводского мастера. Желая «вывести в люди», семья определила единственного ребенка в Екатеринбургское духовное училище, а затем в Пермскую духовную семинарию.

Священником Павел Бажев (тогда еще не Бажов) не стал. Пометка в аттестате о «политической неблагонадежности» помешала не только духовным занятиям, но и поступлению в Томский университет. В итоге Бажов стал так называемым народным учителем. 18 лет работал учителем русского языка и литературы в глухой уральской деревушке Шайдуриха, затем в Екатеринбурге и Камышлове.

С начала февральской революции работал в общественных организациях. Потом поступил добровольцем в Красную армию, принимал участие в боевых действиях. В сентябре 1918 г. был принят в ряды РКП (б).

В начале 1919 г. его направили в Сибирь по заданию Екатеринбургского подпольного большевистского штаба.

В Барнауле П. П. Бажов появился в 1919 г. и представлялся уже как Бахеев, страховой агент 3-го Змеиногорского участка. Известно, что «Бахеев» играл большую роль в городском подполье, в развертывании партизанского движения, а занятие страховым делом помогало беспрепятственно появляться в любом месте.

Он объездил и обошел многие кержацкие деревни, казацкие станицы Рудного Алтая и прииртышские казахские аулы, выполняя подпольную работу под носом у колчаковцев. Был одним из организаторов партизанского отряда «Красных горных орлов», штаб которого располагался около Шемонаихи.

Бажов, продолжавший пользоваться нелегальным именем Бахеева, стал одним из руководителей партийной организации коммунистов в Усть-Каменогорском уезде. Он был председателем и уездного, и городского комитета РКП(б), в разное время – членом ревкома и в составе руководства карательных формирований – ЧОН (части особого назначения) и Чека. Одновременно он ведал вопросами народного образования, в том числе среди казахского населения, занимался редакцией газет «Известия Усть-Каменогорского уездного ревкома» и «За советскую власть». В 1920 г. П. П. Бажов избирается в состав Семипалатинского губернского комитета РКП(б) и осенью с семьей переезжает в Семипалатинск. Там он руководил губернским советом профсоюзов, тяжело заболел и в 1921 г. вернулся на Урал, в Камышлов, а через два года – в Екатеринбург.

Уже на склоне жизни Бажов рассказал, что о борьбе за власть Советов он намеревался посвятить 32 книги. Но они так и не были написаны.

«Хотел я показать Алтай, – говорил Бажов в беседе с писателем Боголюбовым в 1943 г. – Жители в зипунах, овчинах, кашемировых кистях: партизанский отряд. И называются эти бабы и мужики – «полк горных орлов». Пишу, не отрывая пера».

Однако написанное, если оно существовало, не попало ни в издательства, ни в архивы, ни в музеи. Есть лишь составленный автором конспект, озаглавленный «Из записок рядового крестьянского полка». Это и есть план его книги об Алтае, о легендарном полке «Красные горные орлы», которую он не написал.

При этом он способствовал развитию художественного творчества других. По его инициативе начало свою жизнь литературное объединение «Звено Алтая».

Не вольно П. П. Бажов оставил след и в литературных произведениях, посвященных алтайским событиям 1919 – начала 1920-х гг.

Так, у сибирского писателя Николая Анова в приключенческом романе «Пропавший брат» Бажов описан под фамилий Батенин. При этом автор и не подозревал, что бородатый алтайский большевик и автор «Малахитовой шкатулки» – одно и то же лицо. Так же Бажов описан на страницах автобиографической трилогии известного писателя Ефима Пермитина «Жизнь Алексея Рокотова». Получается, оба писателя – Анов и Пермитин – запомнили Бахеева как яркую, незаурядную личность.

Источник 

Комментариев нет:

Отправить комментарий